Вышла в свет уникальная книга Армена Меружаняна «Армянская община в картинах и лицах. От основания города до 30-х годов ХХ века»

Благословением и при самой деятельной поддержке главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ Архиепископа Езраса (Нерсисяна) увидела свет научно-популярная книга редактора петербургской газеты «Аватамк», писателя и переводчика Армена Меружаняна «Армянская община в картинах и лицах. От основания города до 30-х годов ХХ века».

Повествование, построенное на обширном документальном материале, охватывает период от формирования общины во времена Петра I и до закрытия обоих петербургских храмов в 30-е годы минувшего столетия.

Уникальная книга А.Л. Меружаняна рассказывает о значимых событиях в общине, ее видных деятелях, их вкладе в жизнь столицы Российской империи, влияния столичной атмосферы на их формирование как крупных военных, общественных и политических деятелей. Автор описывает малоизвестные факты из жизни аристократических родов, многие имена и события представлены в книге впервые. Меружанян как мастер научно-популярного жанра описывает портреты видных деятелей самых разных сфер – предпринимателей, общественно-политических деятелей и просветителей Лазаревых (в дальнейшем – Абамелик-Лазаревых), крупных политиков (министр внутренних дел Лорис-Меликов, министр просвещения Делянов и др.), творивших в столице лучших художников (Айвазовский, Суренянц и др.) и музыкантов (Екмалян, Романос Меликян и др.), архитекторов (Таманян, Буниатян и др.), ученых (К. Патканян, Адонц и др.) служивших здесь прославленных генералов (Мадатов, Хастатов, Авшарянц и др.) и адмиралов (Серебряков, Исаков), талантливых книгоиздателей (Халдарян, Иоаннесян), авторов (Клеопатра Сарафова и др.) и переводчиков (Анна Абамелек и др.).

Лучшие, на взгляд самого автора, главы книги посвящены строительству армянских церквей в Петербурге, их деятельности под управлением духовного пастыря российских армян Архиепископа Иосифа Аргутинского-Долгорукого (Овсеп Аргутян-Еркайнабазук), вкладу церковнослужителей в укрепление общины и развитие петербургского арменоведения (Овсеп Орбели, Мкртыч Бероян и др.). Изложены интересные сведения о визитах в столицу армянских Католикосов (Нерсес Аштаракеци, Хримян Айрик и др.).

Российские армяне никогда не были сторонними наблюдателями происходящих в России событий. Они органично вписались в российскую среду и, храня в сердце образ исторической родины, проявили себя истинными подданными империи – преданными и деятельными, тем самым повлияв на отношение русских к армянскому народу. Об этом свидетельствуют многие страницы истории, включая Отечественную войну 1812 года и бесконечные русско-турецкие войны.

Автор планирует приступить ко второй части книги. Она будет посвящена возвращению храмов армянской общине, возрождению общинной и церковной жизни в 80-90-е гг. прошлого века под руководством иеромонаха Езраса, сумевшего объединить вокруг церкви местных армян. Нацеленность автора на продолжение работы прочитывается даже между строк в эпилоге изданного тома:

«И пришла предреченная пророком Даниилом «мерзость запустения». Пришли прячущиеся от Бога деспотизм и рабство, когда совлекали образ Божий с опустошенного человека, превращая его в немые руины.

Но «возвращается ветер на круги своя». Время и история совершили свой круг, чтобы накопленная человеком энергия сопротивления вырвалась наружу. Человек выбрал трудный путь самоочищения, пожелав быть соучастником божественной жизни.

Люди вернулись к храму, который когда-то опустошили собственными руками. Но и оставшегося после разрушений оказалось довольно, чтобы возродить духовную ойкумену и вернуться к ценностям, заповеданным отцами-прародителями общины. Они, «птенцы гнезда Петрова», во все времена будут подсказывать, что мудрым человеком правит желание сделать как можно больше для общего блага, чтобы не устыдиться там, где рано или поздно будут взвешивать душу по делам ее.

А потому, в согласии с национальным эпосом,

«великих праотцев наших

сорок раз помянем добром!»

P.S. На обложке - фрагмент решетки церкви Св. Екатерины, изготовленной по проекту Александра Таманяна. Фото: Максим Атаянц. На последней странице обложки: ключ, которым когда-то отпиралась церковь Сурб Арутюн.